Иван Лаврентьев: Хотите ездить быстрее? Помните, что на улицах играют ваши дети

Как старейшина Пирита, время от времени я получаю письма, в которых жители протестуют, например, против установки „лежачих полицейских“ на тихих улицах – очевидно, желая быстрее ездить. Но зачастую остается незамеченным, что на этой же самой улице играют дети их соседей или даже их собственные дети.

Предотвращение смертей на дорогах – не чудо или неосуществимое задание, а результат последовательной работы. В изменениях нуждаются как наша инфраструктура, так и образ мышления.

Журналист Сулев Ведлер поднял в „Эстонском Экспрессе“ тему оканчивающихся смертельными исходами дорожно-транспортных происшествий и безопасности на дороге, сравнив Таллинн и Хельсинки. Несмотря на то, что столица соседей больше и движение в ней оживленнее, в Хельсинки смогли в течение целого года избежать смертей на дорогах – в Эстонии в дорожно-транспортных происшествиях теряет свою жизнь в среднем один человек в неделю. В Таллинне количество смертей на дорогах достигает десяти в год. В тени смертельных случаев остаются завершающиеся травмами дорожно-транспортные происшествия, число которых также растет.

Чудес не бывает

Статья Сулева Ведлера подводит читателя к мысли, что якобы в Таллинне и Эстонии ничего изменить особенно невозможно: все равно нетрезвый человек рано или поздно окажется на трамвайных путях, как бы продуманны программы развития дорожного движения не были бы. И давшие для статьи комментарии финские чиновники сказали, что у них случилось „чудо“. Но чудеса сами по себе не происходят.

Кто доживет с большей вероятностью до 90 лет – человек, который правильно питается и посещает регулярно врача, или тот, кто питается только фастфудом и постоянно курит? Финское „чудо“ – результат долгосрочной и постоянной работы, а также изменения образа мышления общества. Таллинн же напоминает заядлого курильщика, который удивляется, что здоровье не улучшается, и надеется на чудо.

Да, Таллинн – не Хельсинки, ведь наши спальные районы были спроектированы во времена, когда 5 автомобилей на 1000 человек считалось достаточным соотношением. Никто не мог предсказать, что количество автомобилей резко вырастет и место разрушенной во время мартовских бомбардировок дорожной сети Кесклинна займут сталинские бульвары, быстро заполнившиеся колоннами автомобилей, оставившими лишь немного места для пешеходов.

Нынешний Таллинн в своей пространственной логике больше схож с Минском, чем с Хельсинки или Копенгагеном. Многим это подходит: бывший мэр Михаил Кылварт остановил в свое время проект главной улицы. Под руководством центристов „Минск“ жил своей жизнью – как в стиле управления, так и в страхе перед изменениями.

Решения давно известны

Действенные меры безопасности на дорогах давно известны: движение должно быть плавным, скорость движения в черте города – низкой, а потоки различных участников движения – водителей автомобилей, велосипедистов и пешеходов – должны быть четко отделены. У пешеходов и велосипедистов должна быть возможность двигаться безопасно, по возможности, в отдельных коридорах.

В последние годы в Таллинне, на самом деле, были предприняты шаги в данном направлении. Движение на велосипеде в центре города стало гораздо удобнее, сеть вело- и пешеходных дорожек постоянно развивается.

Не знаю, по каким улицам Сулев Велдер движется, но, на самом деле, улиц с ограничением скорости в 50 км/час остается в городе с каждым годом все меньше. На главных улицах центра города действует ограничение скорости в 40 км/час, во многих жилых районах – таких как Кадриорг, Уус Мааильм, Каламая и десятки других – обычным стало ограничение скорости в 30, а то и 20 км/час. Улицы Лаагна и Ярвевана, где предельная скорость – 70 км/час, останутся и впредь исключениями – на этих дорогах пешеходы в одной плоскости с автомобилями не движутся.

Я тоже являюсь водителем автомобиля и знаю, что, если светофоры установлены через каждые двести метров, нет смысла ускоряться до 50 км/час, чтобы перед следующим красным огнем снова тормозить. От этого никто не выиграет кроме производителей тормозных колодок. Ездя с равномерной скоростью в 40 км/час, можно успеть из одного края Кесклинна в другой с такой же скоростью – только плавнее, экономнее и спокойнее. Топлива уйдет тоже меньше.

В центре Хельсинки многие дороги вымощены – такая дорога не способствует превышению скорости и не вызывает соблазна к этому. Когда выедешь за границы города на шоссе, жми на педаль газа сколько нужно. Между прочим, сами финны с радостью мчатся по шоссе.

Ситуацию улучшат инфраструктура и культура

Развитие общественного транспорта, улучшение надзора над соблюдением дорожных правил, переоборудование инфраструктуры и предложение реальных альтернатив автомобильному движению – ключевые слова на пути к доведению смертей на дорогах до нуля и созданию городского пространства, приоритетом которого является человек. Улицы отнюдь не обязательно перестраивать за миллионы евро – сделанные в микрорайонах Кадриорг и Рауа простые изменения, такие как дорожные знаки и столбы, гораздо дешевле, но хорошо себя доказали.

Еще важнее изменения образа мышления. Как старейшина Пирита, время от времени я получаю письма, в которых жители протестуют, например, против установки „лежачих полицейских“ на тихих улицах – очевидно, желая быстрее ездить. Но зачастую остается незамеченным, что на этой же самой улице играют дети их соседей или даже их собственные дети. Не думают и о том, что скорость на 5 или 10 км/час ниже может спасти чью-то жизнь.

Восстановление независимости Эстонии означало, что вместо Жигулей стало возможным купить Ауди. Но со свободой сопряжена ответственность. Соблюдение правил, большая осмотрительность и меньшая жажда гонять по дорогам – не только вопрос культуры дорожного движения. Это напрямую вопрос сохранения человеческих жизней и здоровья людей.

Иван Лаврентьев: Хотите ездить быстрее? Помните, что на улицах играют ваши дети